Вячеслав Артемьев: Итоги работы «Авиаремонта» и направления его реформирования. Интервью журналу «Взлет»

Решение задачи повышения уровня исправности вооружения, военной и специальной техники, сформулированной Министерством обороны Российской Федерации, потребовало изменения подхода к сопровождению жизненного цикла продукции промышленности. Сервисное обслуживание техники теперь поручено выполнять тем, кто ее производит. В связи с этим в России происходит реформирование сложившейся системы сервисного обслуживания техники находящейся на вооружении. Пересматриваются функции и структура холдинга «Оборонсервис», входящих в него субхолдингов. Обязанности выполнения сервисного обслуживания, в том числе вооружения и военной техники ВВС, возложены на промышленность. Реформы коснулись и деятельности ОАО «Авиаремонт». Обо всем этом мы попросили рассказать генерального директора ОАО «Авиаремонт» Вячеслава Артемьева.

Вячеслав Викторович, что представляет собой ОАО «Авиаремонт» сегодня?

Компания «Авиаремонт» образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1359 от 15 сентября 2008 года. Учредитель акционерного общества - Российская Федерация, 100 процентов его акций находятся в федеральной собственности. ОАО «Авиаремонт» это управляющая компания, дочерними зависимыми обществами компании (ДЗО) являются тридцать девять ремонтных заводов и организаций. ДЗО осуществляют сервисное обслуживание и модернизацию имеющейся на вооружении ВВС авиатехники - более 30 типов самолетов, 8 типов вертолетов, свыше 20 типов авиадвигателей, комплектующих агрегатов, авиационных средств поражения, наземных средств обеспечения полетов, вооружения и военной техники ПВО.

Каковы результаты деятельности «Авиаремонта» за последние годы?

В 2011 – 2013 годах сервисное обслуживание вооружения, военной и специальной техники ВВС выполнялось в рамках трехлетних государственных контрактов, в которых заказчиком являлось Министерство обороны Российской Федерации, а единственным исполнителем - ОАО «Авиаремонт». Соисполнителям работ по гособоронзаказу были дочерние зависимые общества «Авиаремонта» - авиаремонтные заводы - и предприятия авиационной промышленности. По состоянию на июль 2014 г. в рамках государственного оборонного заказа на 2011-2013 гг. проведен ремонт и  передано заявителю более 98% предусмотренных контрактами самолетов, 96 % вертолетов, предприятия-соисполнители завершают отчет перед ОАО «Авиаремонт» за выполненные работы.

На сегодняшний день актуальной задачей ОАО "Авиаремонт" и соисполнителей работ по госконтрактам является документальное оформление завершения работ. Приемка работ, ввиду их объемности и сложности оформления, выполняется в несколько этапов. На первом соисполнитель сдает работы и документы, подтверждающие выполнение работ, закрепленному за ним военному представительству. Затем выполненные работы сдаются соисполнителем в ОАО "Авиаремонт", где документы, подтверждающие выполнение работ, проходят дальнейшее оформление и согласование. На третьем этапе ОАО "Авиаремонт" сдает выполненные работы, представляя оформленные и согласованные подтверждающие их выполнение документы аккредитованному военному представительству, Департаменту Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, и проводит окончательные расчеты с предприятиями-соисполнителями.

Хочу отметить, что ряд предприятий промышленности и дочерних зависимых обществ ОАО «Авиаремонт» пока еще имеют некоторые задолженности по выполнению работ. Так ОАО «РЗГА № 412», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ЗАО «СПАРК» и входящие в структуру «Авиаремонта» ОАО «12 АРЗ», ОАО «20 АРЗ», ОАО «150 АРЗ», ОАО «325 АРЗ» до сих пор не завершили еще полностью предусмотренное контрактами сервисное обслуживание авиатехники. ООО «НПК «Штурмовики Сухого», ОАО «УЗГА», ОАО «Ил» не представили в полном объеме документы, подтверждающие выполнение работ, и это при том, что прошедшая сервисное обслуживание авиатехника передана заказчику. Отсутствие оформленных в соответствии с условиями контрактов документов не позволяет ОАО «Авиаремонт» получить финансовые средства для проведения окончательного расчета с соисполнителями.

В чем суть проводимого в настоящее время реформирования авиаремонтной отрасли?

Для повышения эффективности функционирования системы сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники в новых условиях вертикально-интегрированным структурам промышленности передаются функции единоличного исполнительного органа ряда дочерних зависимых обществ ОАО «Авиаремонт». По состоянию на июль 2014 года, функции единоличного исполнительного органа 33 из 39 ДЗО ОАО «Авиаремонт», переданы интегрированным структурам: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Владельцем акций ДЗО продолжает оставаться ОАО «Авиаремонт».

Авиаремонтные предприятия – ДЗО ОАО «Авиаремонт», функции единоличного исполнительного органа которых передаются интегрированным структурам, представляют собой экономически эффективные, динамично развивающиеся предприятия. Так по итогам 2013 года в сравнении с показателями предыдущего года общая выручка промышленных предприятий, входящих в ОАО «Авиаремонт», выросла на 43 процента, чистая прибыль - на 80 процентов.  

Каким Вы видите будущее ОАО «Авиаремонт»?

Важным результатом деятельности ОАО «Авиаремонт» по выполнению государственных контрактов являются отработанные методы их выполнения, накопленный опыт взаимодействия с органами военного управления и предприятиями промышленности. На настоящий момент «Авиаремонт» - единственная управляющая компания, прошедшая все стадии выполнения работ по гособоронзаказу на сервисное обслуживание вооружения, военной и специальной техники Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Реалии современного мира предполагают динамизм и мобильность, особенно в таких высокотехнологичных отраслях, как авиационная. Для того чтобы соответствовать изменяющимся условиям, необходимо своевременно на них реагировать. Происходящие изменения в организации сервисного обслуживания отражают потребности государственного заказчика и возможности российской промышленности.

Опыт выполнения государственных контрактов на сервисное обслуживание вооружения и военной техники ВВС показал необходимость реформирования и ОАО «Авиаремонт», как управляющей организации. Применявшийся при выполнении контрактов структурно-функциональный метод управления не обеспечивал в полной мере необходимой оперативности управления работами. Об этом свидетельствуют и задолженности по поставке техники заказчику, и несвоевременное предоставление документов, подтверждающих выполненные работы.

 В настоящее время в ОАО «Авиаремонт» внедряется структура управления, построенная в соответствии с проектным методом. Содержание проекта определяется объектом сервисного обслуживания, например: военно-транспортная авиация, фронтовая авиация и т.п. Весь проект ведется одной группой специалистов. При этом не происходит задержек передачи материалов от одного подразделения к другому, информация о состоянии процесса обслуживания поддерживается в актуальном состоянии. Такой подход позволяет повысить эффективность управления сервисным обслуживанием.

В заключение, подчеркну: с учетом накопленного опыта коллектив ОАО «Авиаремонт» способен внести значительный вклад в обеспечение требуемого уровня исправности техники государственной авиации.

Сентябрь 2014 года.

Возврат к списку