ОАО «Авиаремонт», пять лет на службе Отечеству. Интервью генерального директора В. Артемьева

Пять лет назад - 30 апреля 2009 года создано ОАО «Авиаремонт». Компания была образована в соответствии с Указом Президента РФ № 1359 от 15 сентября 2008 года. Учредителем акционерного общества является Российская Федерация, 100% его акций находятся в федеральной собственности.
Сегодня ОАО «Авиаремонт» включает в себя тридцать девять ремонтных заводов и организаций. Вся эта инфраструктура осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию имеющейся на вооружении ВВС авиатехники - более 30 типов самолетов, восьми типов вертолетов, свыше 20 типов авиадвигателей, комплектующих агрегатов, авиационных средств поражения, наземных средств обеспечения полетов, вооружения и военной техники ПВО.
О событиях, которые происходят сегодня в компании «Интерфаксу-АВН» рассказал генеральный директор ОАО «Авиаремонт» Вячеслав АРТЕМЬЕВ.

- Вячеслав Викторович, авиационная техника ремонтируется в России более ста лет. Какие штрихи добавили системе авиаремонта «крайние» годы новейшей истории отечественной авиации?

- Недавно, в 2012 году, широко отмечалось столетие Военно-воздушных сил России. Как только самолеты стали летать, возникла потребность в их техническом обслуживании и ремонте. Поэтому, считаю, с полным основанием можно вести параллельный отсчет истории, как ВВС России, так и структур, которые в разное время занимались ремонтом отечественной авиационной техники.
В начале двухтысячных ремонт вооружения и военной техники ВВС России в основном выполнялся в организациях, имевших статус федеральных государственных унитарных предприятий. Организовывало эту работу Управление капитально-восстановительного ремонта авиационной техники и вооружения ВВС (УКВР АТ и В ВВС), история которого началась в 1937 году.
Происшедшие в России перемены не обошли стороной сферу авиации. В 2007 году авиаремонтные предприятия стали открытыми акционерными обществами, а в 2009 году УКВР АТ и В ВВС было расформировано. Для централизованного управления ремонтом вооружения и военной техники ВВС было создано ОАО «Авиаремонт», функционирующее в условиях рыночной экономики.
Холдинг «Авиаремонт» создавался как интегрированная структура, призванная объединять производственные, экономические и кадровые ресурсы входящих в него предприятий и осуществлять сервисное обслуживание вооружения и военной техники ВВС Российской Федерации, сервисное обслуживание государственной авиации.
В рамках действующей на момент создания ОАО «Авиаремонт» концепции, система заводского ремонта авиационной техники представляла собой особую отрасль авиационной промышленности. Такое разделение сложилось исторически, и диктовалось спецификой управления в рамках плановой экономики, когда для эффективного решения задач ремонта авиационной техники, стоящих перед военным ведомством, управлять ремонтом было проще самому ведомству.
Однако, несмотря на достаточно высокий производственный и технологический потенциал ремонтных заводов, они не могли действовать в отрыве от промышленности и зависели от поставок комплектующих изделий, нуждались в сопровождении ремонта со стороны предприятий-разработчиков. Ремонтные заводы обеспечивали не все потребности ВВС, часть парка авиационной техники ремонтировалась на предприятиях промышленности.
После создания ОАО «Авиаремонт» в стране началась реорганизация системы авиаремонта путем передачи акций заводов управляющей компании (ОАО «Авиаремонт»). В 2009 году авиаремонтные заводы завершали работы по контрактам с УКВР АТ и В ВВС, в 2010 году – выполняли прямые контракты, заключенные с Минобороны России.
В декабре 2010 года Указом Президента Российской Федерации ОАО «Авиаремонт» было утверждено единственным исполнителем по ремонту вооружения и военной техники для ВВС. В марте 2011 года вышло соответствующее Распоряжение Правительства Российской Федерации. И после этого в 2011 году между Минобороны России и ОАО «Авиаремонт» были заключены трехлетние контракты на выполнение гособоронзаказа. Соисполнителями контрактов являются предприятия, входящие в «Авиаремонт» и предприятия промышленности.
Решение задачи повышения уровня исправности вооружения и военной техники, сформулированной Министерством обороны Российской Федерации, потребовало изменения подхода к сопровождению жизненного цикла продукции промышленности. Сервисное обслуживание, выполняемое на авиаремонтых заводах – один из этапов жизненного цикла продукции. Для обеспечения надлежащего уровня исправности, управление качеством продукции должно охватывать все этапы жизненного цикла. Вполне естественно, что разработчик и изготовитель конечного изделия управляет всем его жизненным циклом. Поэтому сервисное обслуживание вооружения и военной техники ВВС поручено выполнять тем, кто его производит.

- В какой стадии находится процесс передачи в промышленность «дочек» «Авиаремонта»?

- На сегодняшний день двадцать девять предприятий, входящих в ОАО «Авиаремонт», переданы в доверительное управление интегрированным структурам - ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

- В каком состоянии находятся заводы, которые «уходят» из «Авиаремонта»?

- В интегрированные структуры передаются экономически эффективные, динамично развивающиеся предприятия. Так, по итогам 2013 года, в сравнении с показателями предыдущего года, общая выручка промышленных предприятий входящих в ОАО «Авиаремонт» выросла на 43 процента, чистая прибыль - на 80 процентов. Численность работников передаваемых предприятий превышает 20 тысяч человек.
Очень важно, чтобы передаваемые заводы не «растворились» в холдингах. Сервис – одна из важнейших частей жизненного цикла, нельзя заниматься обслуживанием авиатехники по остаточному принципу.

- Как обстоит дело с обязательствами по гособоронзаказу?

- На сегодняшний день выполнение государственного оборонного заказа 2011-2013 годов составляет в целом по ОАО «Авиаремонт» свыше 96 процентов. Сейчас актуальной задачей акционерного общества и соисполнителей является документальное оформление завершения работ, запланированных согласно трехлетним государственным контрактам. Такое оформление планируется закончить во втором квартале текущего года.
По опыту трехлетнего контракта ОАО «Авиаремонт» с Минобороны России наработаны предложения, направленные на совершенствование системы сервиса, как одного из важнейших звеньев в жизненном цикле техники наряду с ее проектированием и производством. Восстанавливается производство ряда деталей и запасных частей авиационной техники, и эта работа должна продолжаться. Государственному заказчику предлагается обеспечить поставку ремонтного фонда в соответствии с требованиями ФАП ИАО (Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации), определить перечень сверхштатной авиационной техники, не планирующейся к дальнейшему использованию, годные детали и узлы, которой, целесообразно использовать при ремонте установленным порядком.

- Пять лет – небольшой срок в более чем вековой истории авиаремонта в России. И, тем не менее, компанией проделана большая работа по обеспечению исправности вооружения и военной техники ВВС. В чем, по-вашему, состоит залог успеха деятельности?

- На любом предприятии главное – люди. Успех предприятия определяется квалификацией сотрудников, согласованностью их труда. В "Авиаремонте" складывается коллектив грамотных специалистов, ориентированных на решение задач, связанных сервисным обслуживанием вооружения и военной техники ВВС. Их активная работа, совместно с руководителями и специалистами предприятий, позволяет обеспечить требуемый уровень исправности обслуживаемой техники.
Реалии современного мира предполагают динамизм и мобильность, особенно в таких высокотехнологичных отраслях, как авиационная. Для того чтобы соответствовать изменяющимся условиям, необходимо своевременно на них реагировать. Происходящие изменения в организации сервисного обслуживания отражают потребности государственного заказчика и возможности российской промышленности. Выражу уверенность, что и далее исправность вооружения и военной техники российских ВВС, самолетов и вертолетов государственной авиации будет возрастать в результате совместной деятельности специалистов в области ее сервисного обслуживания.

30.04.2014

Возврат к списку